Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Анкета опроса получателей услуг ![]() Вы можете оставить отзыв ![]() Анкета доступна по QR-коду, |
Свобода творчества Степана Эрьзи К 145-летию со дня рождения художника и скульптора С.Д. Эрьзи (Нефёдова)
В 1901 году талантливый самоучка поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали знаменитые скульпторы Сергей Волнухин и Павел Трубецкой. Получив образование, в 1906 году он едет в Европу, где изучает достижения мирового искусства, совершенствует свое мастерство, здесь же становится известным, получает признание как выдающийся скульптор. С приходом советской власти Эрьзя, искренне поверив в идею революционного обновления искусства, много ездит по стране, учит мастерству скульптуры новое поколение, создает новые произведения. Но когда в стране явно обозначилась тенденция маркирования и уничтожения идеологически чуждого искусства, он пришел в отчаяние: "Меня подавила революция. Я согнулся под её тяжестью…", "я не могу работать, а без скульптуры мне нет жизни". В 1926 году с одобрения советского правительства Эрьзя уезжает в командировку в Париж для устройства своей персональной выставки. Там он получает приглашение поработать в Аргентине. Скульптор живет в этой стране 23 года, с 1927 по 1950-й. Эрьзя попал в Аргентину сложившимся скульптором, работавшим с металлом, мрамором, цементом, деревом. Но здесь впервые в истории мирового искусства он решил использовать в качестве исходного материала для своих творений древесину квебрахо и альгарробо. Породы дерева, спорящие по прочности с железом и обладающие красивой фактурой, покоряют скульптора и становятся источником вдохновения. Чтобы обрабатывать твердую древесину кебрачо, потребовалось сконструировать специальный механизм. Эрьзя стал подлинным новатором в создании скульптуры из материала, который не брали молотки и резцы. Особенность самобытной манеры Эрьзи – в использовании естественной древесной фактуры. Дерево для него не только материал, но и активный компонент творческого процесса. Часть материала мастер стал оставлять необработанной. Он стремился вписать скульптурный образ в естественные очертания дерева, делая природу своим соавтором. Не нарушая естественных контуров материала, мастер делает зрителя как бы соучастником творческого процесса, заставляя додумывать образ, дорисовывать в своем воображении. Благодаря этому скульптура приобретает особую выразительность.
В 1950 году Эрьзя получил разрешение советского руководства на возвращение в СССР и в 1951-м приехал на родину с огромной коллекцией своих работ – 180 скульптур из дерева, гипса, бронзы, мрамора. В работах, посвященных выдающимся деятелям мировой культуры – Л.Н. Толстому (1930), Бетховену (1929), автор достигает максимальной выразительности. Известно, что в юности скульптор был в гостях у Льва Толстого, беседовал с ним и навсегда сохранил в памяти его образ. Он не раз пытался изобразить Толстого, но, хотя лицо великого писателя представляло на редкость благодарную модель, работу всякий раз приходилось откладывать: получалась маска, а не образ. И вот в Аргентине в причудливом изгибе огромного нароста альгарробо ему почудился знакомый образ: великий писатель как живой смотрел на него. Над этой скульптурой Эрьзя неутомимо трудился несколько недель. Точным резцом он удалял все лишнее и бережно оставлял естественные очертания древесины. Из дерева выступили и развеваемые ветром волосы, и могучие, низко нависающие брови, и сросшаяся с усами борода – лицо человека неукротимой интеллектуальной мощи, непримиримого, воинствующего проповедника.
Женские образы – любимая тема скульптора. В портретной галерее Эрьзи – женщины разных стран и национальностей. Здесь родные ему мордовские и русские лица, испанки, француженки, аргентинки. В каждом портрете художник не просто передавал национальные черты, но и раскрывал определенный характер, душевное состояние и настроение модели. Эрьзя – автор серии так называемых психологических работ, исследующих мир душевных переживаний человека: "Мужество", "Ужас", "Отчаяние", "Тоска", "Размышление", "Спокойствие", "Мечта". Создавая их, скульптор был сосредоточен на выявлении природы людских эмоций, показе человека в моменты наивысшего напряжения.
В скульптуре "Горе" (1933) мы видим лишь женскую голову и руку, вцепившуюся в волосы. И чувствуем, как всепоглощающее горе охватило героиню. При виде скульптуры "Ужас" (1933) зрителю не нужно искать ее название. Состояние ужаса передано с редкой страстностью и проникновением. Работы "Спокойствие", "Мечта" поражают своей лиричностью и одухотворенностью. Творчество Степана Эрьзи, самобытного и яркого скульптора XX века, не имеет аналогов по своеобразной "соавторской" манере работы с деревом. Для жителей нашего края важно, что в 1921–1922 гг. великий скульптор жил и работал в Новороссийске и Геленджике. Исследователи творчества "русского Родена" приезжают в города Черноморского побережья, чтобы узнать подробности о пребывании мастера в этих местах. Проводятся научно-практические конференции, посвященные его жизни и творчеству, находятся ранее считавшиеся утраченными произведения. Одна из самых известных работ С.Д. Эрьзи "Малая Ева" установлена в художественной школе Новороссийска. Список литературы: Абрамов, К. Г. Степан Дмитриевич Эрьзя : биографический очерк / К. Г. Абрамов. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1985. – 133 с. : ил. Блинов, В. А. Недорисованный портрет : повесть о скульпторе С. Д. Эрьзе / В. А. Блинов. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1991. – 155 с. : ил. Воспоминания о скульпторе С. Д. Эрьзе : сборник / составитель и автор предисловия Г. C. Горина. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1972. – 190 с. : ил. Молодцова, Н. Поющее дерево : Степан Эрьзя – крестьянин, ставший скульптором / Н. Молодцова // Художественный Совет. – 2006. – № 6. – С. 50-51. Моро, А. Степан Эрьзя : документально-художественный роман / А. Моро. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1997. – 336 с. Небиеридзе, Т. А. Деятели культуры и искусства в Геленджике / Т. А. Небиеридзе // Геленджикский историко-краеведческий музей. Краеведческие записки : сборник статей. – Геленджик , 2004. – С. 168-188. – О пребывании в Геленджике скульптора С. Эрьзи. Николаева, А. Эрьзя возвращается : на Кубани растет интерес к творчеству великого скульптора / А. Николаева // Российская газета. – 2004. – 25 марта. – С. 6. Пудваль, А. Р. Здравствуйте, Эрьзя! : биографическая повесть / А. Р. Пудваль. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1989. – 174 с. : ил. Рожанский, Е. Возвращение "русского Родена" / Е. Рожанский // Вольная Кубань. – 2004. – 19 ноября. – С. 21. – С.Д. Нефедов (Эрьзя) неоднократно бывал и работал в г. Геленджике и г. Новороссийске. Скульптор Эрьзя : биографические заметки и воспоминания / составители М. Н. Баранова, В. С. Ионова, вступительная статья М. Н. Барановой. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1995. – 286 с. : ил. Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов) : альбом / составитель и автор вступительной статьи М. Н. Баранова. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1981. – 272 с. : ил. Подготовила О.Н. Полякова, заведующая отделом литературы по искусству
|