Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Свобода творчества Степана Эрьзи

К 145-летию со дня рождения художника и скульптора

С.Д. Эрьзи (Нефёдова)

Скульптор Степан Дмитриевич Нефедов (1876–1959) известен под псевдонимом Эрьзя, происходящим от названия одного из этносов мордовского народа, выходцем из которого он был. Родители Степана, крестьяне Симбирской губернии, отдали его в церковно-приходскую школу, а первые уроки изобразительного искусства мальчик получил в иконописных мастерских – занимался росписью церквей приволжских сел и городов.

В 1901 году талантливый самоучка поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали знаменитые скульпторы Сергей Волнухин и Павел Трубецкой. Получив образование, в 1906 году он едет в Европу, где изучает достижения мирового искусства, совершенствует свое мастерство, здесь же становится известным, получает признание как выдающийся скульптор.

С приходом советской власти Эрьзя, искренне поверив в идею революционного обновления искусства, много ездит по стране, учит мастерству скульптуры новое поколение, создает новые произведения. Но когда в стране явно обозначилась тенденция маркирования и уничтожения идеологически чуждого искусства, он пришел в отчаяние: "Меня подавила революция. Я согнулся под её тяжестью…", "я не могу работать, а без скульптуры мне нет жизни".

В 1926 году с одобрения советского правительства Эрьзя уезжает в командировку в Париж для устройства своей персональной выставки. Там он получает приглашение поработать в Аргентине. Скульптор живет в этой стране 23 года, с 1927 по 1950-й.

Эрьзя попал в Аргентину сложившимся скульптором, работавшим с металлом, мрамором, цементом, деревом. Но здесь впервые в истории мирового искусства он решил использовать в качестве исходного материала для своих творений древесину квебрахо и альгарробо.

Породы дерева, спорящие по прочности с железом и обладающие красивой фактурой, покоряют скульптора и становятся источником вдохновения. Чтобы обрабатывать твердую древесину кебрачо, потребовалось сконструировать специальный механизм. Эрьзя стал подлинным новатором в создании скульптуры из материала, который не брали молотки и резцы.

Особенность самобытной манеры Эрьзи – в использовании естественной древесной фактуры. Дерево для него не только материал, но и активный компонент творческого процесса. Часть материала мастер стал оставлять необработанной. Он стремился вписать скульптурный образ в естественные очертания дерева, делая природу своим соавтором.

Не нарушая естественных контуров материала, мастер делает зрителя как бы соучастником творческого процесса, заставляя додумывать образ, дорисовывать в своем воображении. Благодаря этому скульптура приобретает особую выразительность.

Художник пользовался в Аргентине феноменальной популярностью, его обожала пресса, о нем знал каждый, от уличного мальчишки до президента страны, большого поклонника творчества "дона Стефано". В столице Аргентины Буэнос-Айресе и сегодня стоят скульптуры работы Степана Эрьзи, его произведениями гордятся и государственные музеи страны, и частные собрания коллекционеров.

В 1950 году Эрьзя получил разрешение советского руководства на возвращение в СССР и в 1951-м приехал на родину с огромной коллекцией своих работ – 180 скульптур из дерева, гипса, бронзы, мрамора.

В работах, посвященных выдающимся деятелям мировой культуры – Л.Н. Толстому (1930), Бетховену (1929), автор достигает максимальной выразительности.

Известно, что в юности скульптор был в гостях у Льва Толстого, беседовал с ним и навсегда сохранил в памяти его образ. Он не раз пытался изобразить Толстого, но, хотя лицо великого писателя представляло на редкость благодарную модель, работу всякий раз приходилось откладывать: получалась маска, а не образ. И вот в Аргентине в причудливом изгибе огромного нароста альгарробо ему почудился знакомый образ: великий писатель как живой смотрел на него. Над этой скульптурой Эрьзя неутомимо трудился несколько недель. Точным резцом он удалял все лишнее и бережно оставлял естественные очертания древесины. Из дерева выступили и развеваемые ветром волосы, и могучие, низко нависающие брови, и сросшаяся с усами борода – лицо человека неукротимой интеллектуальной мощи, непримиримого, воинствующего проповедника.

Не меньшей удачей мастера стал и глубоко психологический портрет Бетховена. Напряженное лицо, лоб с сурово сведенными бровями, взгляд, как бы устремленный внутрь себя, плотно сомкнутые уста, развевающиеся волосы – великий композитор обдумывает мелодию, звучащую в нем, и весь погружен в творчество. Напряженность, динамичность, внутренняя углубленность и величие духа характеризуют образ Бетховена.

Работы Эрьзи, посвященные историческим личностям, своеобразны, глубоки, наполнены внутренней динамикой. Александр Невский (1931) – не былинный богатырь, а конкретный человек, мудрый, волевой, проницательный, хитрый. Плотно сомкнутые губы говорят о недюжинной воле. Из запавших глазниц, из-под нависших бровей смотрят зоркие глаза. Это сын народа, военный вождь, сильный мудростью и смекалкой, плоть от плоти родной земли. Фигура не проработана резцом тщательно, а как бы возникает из массы необработанного дерева, это придает образу легендарную величавость.

Женские образы – любимая тема скульптора. В портретной галерее Эрьзи – женщины разных стран и национальностей. Здесь родные ему мордовские и русские лица, испанки, француженки, аргентинки. В каждом портрете художник не просто передавал национальные черты, но и раскрывал определенный характер, душевное состояние и настроение модели.

Эрьзя – автор серии так называемых психологических работ, исследующих мир душевных переживаний человека: "Мужество", "Ужас", "Отчаяние", "Тоска", "Размышление", "Спокойствие", "Мечта". Создавая их, скульптор был сосредоточен на выявлении природы людских эмоций, показе человека в моменты наивысшего напряжения.

Скульптура "Мужество" (1932) кажется рожденной самой природой: мастер лишь слегка поправил естественные формы древесины резцом. Волевое мужское лицо со сжатыми губами, пристальным сосредоточенным взглядом из-под сдвинутых бровей, динамичная поза: в движении вперед мужчина на мгновение обернулся, словно хотел бросить последний взгляд на оставшихся позади людей. Поверхность лица не отшлифована, она нарочито шероховата, с грубыми срезами, придающими работе монументальность.

В скульптуре "Горе" (1933) мы видим лишь женскую голову и руку, вцепившуюся в волосы. И чувствуем, как всепоглощающее горе охватило героиню. При виде скульптуры "Ужас" (1933) зрителю не нужно искать ее название. Состояние ужаса передано с редкой страстностью и проникновением. Работы "Спокойствие", "Мечта" поражают своей лиричностью и одухотворенностью.

Творчество Степана Эрьзи, самобытного и яркого скульптора XX века, не имеет аналогов по своеобразной "соавторской" манере работы с деревом.

Для жителей нашего края важно, что в 1921–1922 гг. великий скульптор жил и работал в Новороссийске и Геленджике. Исследователи творчества "русского Родена" приезжают в города Черноморского побережья, чтобы узнать подробности о пребывании мастера в этих местах. Проводятся научно-практические конференции, посвященные его жизни и творчеству, находятся ранее считавшиеся утраченными произведения. Одна из самых известных работ С.Д. Эрьзи "Малая Ева" установлена в художественной школе Новороссийска.

Список литературы:

Абрамов, К. Г. Степан Дмитриевич Эрьзя : биографический очерк / К. Г. Абрамов. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1985. – 133 с. : ил.

Блинов, В. А. Недорисованный портрет : повесть о скульпторе С. Д. Эрьзе / В. А. Блинов. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1991. – 155 с. : ил.

Воспоминания о скульпторе С. Д. Эрьзе : сборник / составитель и автор предисловия Г. C. Горина. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1972. – 190 с. : ил.

Молодцова, Н. Поющее дерево : Степан Эрьзя – крестьянин, ставший скульптором / Н. Молодцова // Художественный Совет. – 2006. – № 6. – С. 50-51.

Моро, А. Степан Эрьзя : документально-художественный роман / А. Моро. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1997. – 336 с.

Небиеридзе, Т. А. Деятели культуры и искусства в Геленджике / Т. А. Небиеридзе // Геленджикский историко-краеведческий музей. Краеведческие записки : сборник статей. – Геленджик , 2004. – С. 168-188. – О пребывании в Геленджике скульптора С. Эрьзи.

Николаева, А. Эрьзя возвращается : на Кубани растет интерес к творчеству великого скульптора / А. Николаева // Российская газета. – 2004. – 25 марта. – С. 6.

Пудваль, А. Р. Здравствуйте, Эрьзя! : биографическая повесть / А. Р. Пудваль. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1989. – 174 с. : ил.

Рожанский, Е. Возвращение "русского Родена" / Е. Рожанский // Вольная Кубань. – 2004. – 19 ноября. – С. 21. – С.Д. Нефедов (Эрьзя) неоднократно бывал и работал в г. Геленджике и г. Новороссийске.

Скульптор Эрьзя : биографические заметки и воспоминания / составители М. Н. Баранова, В. С. Ионова, вступительная статья М. Н. Барановой. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1995. – 286 с. : ил.

Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов) : альбом / составитель и автор вступительной статьи М. Н. Баранова. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1981. – 272 с. : ил.

Подготовила

О.Н. Полякова,

заведующая отделом литературы по искусству